В канун Нового года глава администрации города Вадим Жерздев дал газете "Новомосковская правда" большое интервью, в котором ответил на множество вопросов. Все они касаются развития Новомосковска, его перспектив в 2017 году. Разговор получился содержательный.

Можем себе позволить…
— Вадим Анатольевич, о возможностях развития города можно судить по бюджету, а время сегодня для экономики не простое. Как вы оцениваете бюджет Новомосковска в 2017 году?

— Прогноз по бюджету мы разработали довольно сдержанный, и акцент в нем сделали на соучастие в различных программах. Первое, это «Народный бюджет» — по нему одно из больших софинансирований по дворовым территориям и на 99% уверены в том, что наши проекты победят в областном конкурсе, их примут. Однозначно в бюджете оставили статьи по ремонтам дворовых территорий. Это еще один акцент, потому что худо-бедно ли – другие темы подтянули, теперь дворы – одна из главных проблем города. Для ее решения сориентировались на вхождение в федеральную программу по дворам. Конечно, в наш бюджет заложен также ремонт объектов социальной сферы – я сейчас не говорю о тех статьях, которые идут на содержание, это безусловные темы, а говорю именно о развитии. В частности, мы понимаем, что если сейчас нам удастся с реконструкцией ул. Мира войти в областную программу, у нас освободится большая сумма собственных средств, которые мы можем направить на реализацию наших проектов.

Например, планируем, что в следующем году область рассмотрит вариант софинансирования двух таких проектов: это расширение дороги по ул. Куйбышева и «Северный обвод», — что позволит нам приблизить и начать эту работу. По Куйбышева вопрос несколько сдвинулся – идет оформление документов по передаче муниципалитету этих земельных участков, и мы вносим небольшие корректировки в проект: сделаем круговую развязку в районе «танка». Сам постамент планируем передвинуть ближе к «Милану» и вокруг него организовать кольцевое движение. Это будет оптимальный вариант. Да, мы чуть-чуть затронем зеленые насаждения. Но это единственное решение для того, чтобы сделать цивилизованную европейскую развязку на стыке фактически пяти дорог, которые там подходят к перекрестку.

Продолжим также опыт, который рассмотрели на прошлой неделе с губернатором, – строительство дома для молодых специалистов. Дополню, что в доме 36-А по ул. Калинина жилье будем предоставлять не только врачам, но и молодым учителям. В нашем городе давно уже накоплен опыт направления прибылей муниципальных предприятий на решение различных социальных проблем. Это уже второй такой крупный проект. Первым был теннисный центр «Жемчужина», который тоже построен на отчисления от прибыли наших унитарных предприятий.

Начиная с 2009 года, мы предоставляли квартиры специалистам из вторичного жилого фонда. За это время медики получили 72 квартиры. Это, конечно, позволило набрать кадры в нашу больницу, но до конца проблему не решило. Нынешний проект уникальный, 44-квартирный дом строился три года. В нем 33 однокомнатные квартиры и 11 – двухкомнатные, все с хорошей отделкой. Они будут предоставляться на условиях спецнайма. Тем самым мы создали якорную точку для привлечения к нам молодых специалистов. 22 квартиры будут отданы медикам, еще 22 – учителям. Сейчас врачам выделено 19 квартир, а учителей там будет пока четверо. Прихода молодых педагогов мы ждем к следующему учебному году — весной пройдет выпуск в вузах центральной России. Причем мы уже сделали «срез» — наши специалисты проехали по вузам, будем приглашать к нам только самых лучших, «звездочек», с красными дипломами.

Таким же путем мы построим еще одни объект под названием «Центр спортивных единоборств» на базе выведенной из эксплуатации котельной в районе «Эсты». Это будет востребованный объект.

Ожидается еще новострой. С компанией «Полипласт» сейчас закончили проектирование и уже разрабатываем чертежи для изготовления металлоконструкций, а в следующем году выходим на стройплощадку – возведение второй ледовой арены за ледовым дворцом. Она будет без трибун, но нам она жизненно необходима, потому что между хоккеистами и фигуристами уже идет борьба за лед. Его не хватает просто катастрофически. То есть растет число детей, желающих заниматься. Кстати, для народа, который хочет просто кататься, мы залили семь катков по городу.

То есть мы не останавливаемся в своем развитии. Более того, есть внутренняя уверенность, что 2017-й станет годом начала подъема во всём после нынешнего спада. Это будет, наверное, связано со многими факторами – и с геополитическими моментами, и с общим состоянием экономики. И у меня есть ощущение, что мы пересмотрим тот «сдержанный» бюджет, который запланирован на следующий год, по итогам первого квартала.

От ремонта к ремонту

— Правильно мы поняли, что в следующем году ремонтироваться будет много дворовых территорий?

— Да, но пока точную цифру мы назвать не можем по той причине, что по федеральной программе на это в Тульскую область пришло 42 млн рублей, которые поделят между муниципалитетами. Мы сейчас активно готовимся, разрабатываем планы. Так, проект по 26-му кварталу уже передали жителям на согласование. То есть процедура такова: разрисовываем «картинку» территории с максимальным количеством парковочных мест, отдаем ее жителям, и те согласовывают предложение и утверждают. Обычно это бывает в январе. Тогда мы приступаем к «дефектовке» и составлению сметной документации для того, чтобы в марте уже разыграть конкурс между организациями-исполнителями и при благоприятных условиях начать работу. Дворы на той же улице Мира, к примеру, сложным образом расположены между домами, и работа для ремонтников будет кропотливой. Поэтому хочется очень тщательно подойти к отбору исполнителей. Откровенно говоря, подрядчики неохотно идут на такие работы, потому что во дворах нужно «крутиться-вертеться»: тесно, нелегко входит техника, машины везде паркуются, нужно постоянно общаться с жителями. Но всё равно будем делать, проблему надо снимать.

— У нас сейчас много заявок подано на участие в «Народном бюджете». Это ведь тоже возможности благоустройства дворов?
— Там не только благоустройство, а еще и социальные объекты, объекты жилищно-коммунальной сферы. Люди «распробовали» этот проект, и понимают, что сегодня, скинувшись по полторы тысячи рублей (это максимальная планка), они получают готовый элемент своей жизни, будь то двор, кровля или же замена коммуникаций в подвале. Данная программа чрезвычайно популярна, количество заявок огромно, и люди стремятся в проект. «Народный бюджет» признан лучшей практикой уже на уровне Президента России. А мы в этом году таким образом два сквера довели до ума: «Гипсовый» и в Сокольниках. В Сокольниках на его открытии люди реально были счастливы, там до того был дикий, заросший кусок леса.

— Продолжится ли капитальный ремонт двух-, трехэтажных домов, начатый на улицах Октябрьской, Шахтеров, Присягина и др.? Сейчас очень бросается в глаза разница между сверкающими красками аккуратными домами и стоящими рядом, с облупившимися фасадами.

— К сожалению, не от нас это зависит. Есть долгосрочная региональная программа капремонта, и в ней дома «выстроены» в определенную очередь по годам. Для нас многие вещи просто непонятны, когда рядом стоят два одинаковых дома – один попал с фасадом и кровлей в план года, второй – нет. Нам из области выдают план по числу домов, количеству денег и видов работ, которые надо выполнить. Мы на этой основе формируем краткосрочные планы – на год. Я уже неоднократно высказывался, что многое нас не устраивает в формировании плана капремонта домов. Мне лично больше нравится подход к этому в других регионах: в Подмосковье, в Москве, в Татарстане, — когда берут дом и от подвала до кровли всё ремонтируют полностью. А у нас – 1900 видов работ! А что это за виды? — Поменяли электрику. А есть такой нюанс: меняется водопровод, но не меняется канализация, хотя всё это идет в одной нише. Это не поддается нормальному, здравому смыслу!

— А балконы, наконец, вошли в капремонт?

— Они вошли после того, как губернатор обратил на это внимание: дома ремонтируют, а балконов в планах нет. На что ему доложили, что со следующего года отдельной строкой такой ремонт вписан – добавили денег, и балкон с фасадом стали единым конструктивом. Наконец-то! Два года мы об этом говорили.
А то, что фасады у нас делают яркими цветами, это неплохо – унылость исчезает, глаз радуется…
— …и рядом с этими домами теперь портит впечатление тротуар.
— Да, в идеале, надо, чтобы ремонтировали дом, с ним – дворовую территорию, прилегающий тротуар, газон, дорогу. Тогда вся зона проживания в городской среде была бы готова. Но где взять на это деньги? Надеемся достучаться до правительства, чтобы было побольше нужных программ, по которым всё это можно делать.

Бизнес-реальность

— Время сейчас нелегкое, приходят ли в город новые инвесторы? Будут ли в перспективе открываться новые производства?

— В ближайшее время в районе НАК «Азот», где были склады второй очереди, откроется предприятие компании «Руссоль» — производство соли экстра-класса. Также планируется закончить инвестиционный проект под названием «Аквапанели» — к нам зашла немецко-американская компания. Но в связи с внешнеполитическими событиями американцы прекратили поставку оборудования на новое производство. Их немецкие партнеры выкупили у них долю и это оборудование, и теперь это чисто немецкий проект. Производство достраивается, уже полным ходом идет монтаж оборудования.

Далее. У компании «Азот» тоже большие планы по строительству на своих площадях. Там не прекращается инвестиционный цикл. На предприятии «Проктер энд Гэмбл» заявили, что у них идет инвестиционный процесс, который там пока не афишируют, но скоро, сообщили, мы всё увидим. Так что все наши флагманы продолжают развитие, появляются новые предприятия.

— На ваш взгляд, промышленность Новомосковска стабильно работает?

— По налогам – тому, что мы получаем от деятельности всех предприятий, индивидуальных предпринимателей, малого бизнеса, — мы в этом году получили больше доходов, в том числе и по подоходному налогу. А подоходный налог – это 30% от того, что начисляется на зарплату всем работающим города Новомосковска, и в этой цифре есть увеличение. То есть и зарплата все-таки растет, и уровень безработицы 0,64 у нас, а коэффициент напряженности на рынке труда – есть такой критерий: на одну официально зарегистрированную вакансию приходится условно полтора рабочих. Это говорит о том, что есть возможности у нас найти работу. И, кстати, предприятия наши работают в полном объеме. Есть уменьшение по цене нашей продукции на мировом рынке, но при этом надо брать во внимание курс доллара, и получается рост цены примерно на 15 или 20% против двойной курсовой разницы доллара. Для работающих на экспорт предприятий здесь даже более выгодные условия.

— Расскажите о ситуации в малом бизнесе и какую поддержку предпринимателям оказывает новомосковская власть?

— Не только новомосковская. Надо сказать и об областной поддержке. Такого пакета льгот и новых преференций для малого бизнеса, как в Тульской области, нет ни в одном регионе – разработаны обширные меры поддержки. У нас введены налоговые каникулы для начинающих предпринимателей, определенное время их не донимают проверками. Есть возможность привлечения микрозаймов — это дает свой результат. Если бы этого всего не было сделано, у нас был бы огромный провал даже просто по количеству предпринимателей – числу хозяйствующих субъектов. Но этого не произошло, меры сработали! Да, малому бизнесу сейчас тяжело, и главное – это недоступность кредитных ресурсов. Сказывается ужасная монетарная политика (денежно-кредитная политика – при. авт.) наших банков! Слышали, Сбербанк заявил: в этом году мы увеличили свою прибыль в 3 раза! Отлично – то есть сработали на самих себя!

Сегодня тесно на дороге

— Вопрос по транспорту: мы часто слышим, что Тула получила новые автобусы, десятки единиц. Нормально ли, по-вашему, в Новомосковске организована система пассажирских перевозок?

— Сказать, что до конца всё хорошо, я не могу. Мы сейчас разработали Правила перевозок, идет процесс их согласования, и с нового года они вступят в силу. Там прописаны определенные моменты, связанные с семилетним сроком эксплуатации транспортного средства (машине более семи лет – не имеешь права перевозить), с требованиями к выпуску на линию (должны быть база, технический и медицинский осмотры). И самое главное – соблюдение четкого расписания по всем маршрутам.

Я считаю, у нас пока чрезмерное количество транспорта задействовано в пассажирских перевозках. На остановках происходит «драка» за пассажиров: каждый пытается вклиниться, быть впереди, захватить побольше… В законе не прописано, как осуществлять наблюдение за транспортом. Но нам на помощь пришла наша система «Безопасный город»: каждое транспортное средство, процентов 90, оборудовано GPS-навигатором, и мы через систему GPS/ГЛОНАСС отслеживаем каждую машину. Система наблюдения работает у нас в Единой дежурно-диспетчерской службе, и мы в режиме, допустим, месячного наблюдения можем отслеживать передвижение каждой машины. Поэтому, в принципе, есть, скажем так, «кнут» над каждым перевозчиком. Думаю, что постепенно наши перевозки выровняются. Мы не стали делать «революцию»: сразу рубануть и сказать – всё, только трехлетние автобусы и ввод новых! Понимаем, что этого не потянут ни предприниматели, ни наш главный перевозчик – компания «Тулаавтотранс». Постепенно, методом контроля, наведем здесь порядок.

— Не было ли мысли создать муниципальную транспортную компанию?

— Такую мысль допустить можно: конечно же, хорошо – автобусы средней вместимости, ни одной «Газели» на улицах города, транспорт ходит по расписанию, всё четко, маршруты правильные!.. Но. Это будет явно дотационное предприятие, соответственно оно будет тянуть средства из бюджета – такой возможности пока нет, много других «дыр» и проблем.

— И завершая тему транспорта: не собираетесь ли идти по пути Тулы – делать платные парковки в центре города? И отказались ли от проезда по площади?

— По поводу платных парковок – нет. Не настолько это актуально для города. Наша концепция – лучше всевозможные «карманы» превращать в парковки. Зачем создавать негатив в обществе, когда нет никакой целесообразности? В Туле, кстати, по этим парковкам сработали с минусом. Создавать убыточную контору не имеет смысла. Лучше создавать условия для свободного проезда по улицам.
И площадь не будет открыта для транспорта: и народ не поддержал, и у меня лично были огромные сомнения. Здесь уникальное место получается: бульвары без транспорта, сама площадь, сейчас дети катаются на горках, всё перемещение свободное.

Красивая жизнь для всех

— К вопросу о доступной среде. Со старыми домами всё понятно, но как оборудуются новые дома в этом плане?

— Все новые строительства однозначно должны соответствовать требованиям современного проектирования, СНиПов по доступной среде. Везде – пандусы, везде – лифты, везде – должные проемы, углы, уклоны – всё это соблюдается. И все наши учреждения – есть такая программа – мы начинаем приводить к такому же. В первой школе сделали удобную входную группу, создали условия детям с ограниченными возможностями посещать школу, учиться вместе со всеми. Начинаем оборудовать так же наши ДК, учреждения культуры – всё это можно сделать. Эти объекты строились еще в Советском Союзе. В то время, наверное, почему-то считалось, что инвалидов не существует. Хотя, кто постарше наверняка помнит, как после войны много людей было без рук, без ног, как катились они на деревянных платформочках на подшипниках, громыхавших по улицам, и отталкивались чем-то типа терок. Время их забрало.

Но в городе сегодня более 1200 инвалидов, из них порядка 300 – колясочники. Мы и здесь пошли дальше: сейчас перестраиваем нежилое здание на ул. Стадионной, 3, там был магазин. Арендатор съехал, помещение, а это первый этаж, пустует. За счет муниципалитета сделали там две квартиры, которые соответствуют всем требованиям для проживания инвалидов: большой пандус, удобный выход, широкие двери и ванные комнаты, развороты на площадках. Туда заселим две семьи с колясочниками, которые живут на разных этажах в городе. Беда именно в том, что из нашей пятиэтажки-«хрущевки» инвалид на коляске не может выйти на улицу! Поэтому такая программа по переселению в другие условия очень нужна. Человек выехал из дома, дальше – по городу, и он должен сам заехать в любое учреждение. Это огромная программа, на которую нужны огромные средства. Но на этот путь движения надо встать, и мы на него встали.

— Еще тема, важная для области, — туризм. У нас нет старинных усадеб, но создан интересный парк развлечений – Детский парк, который может привлекать гостей…

— С нашими Детским парком и Детской железной дорогой мы вошли в областной проект по туризму. Более того, по договоренности с ООО «Кнауф Гипс Новомосковск» мы еще предложили и промышленный туризм. Те, кто был в их шахте, понимает, насколько это интересно и познавательно. Эти объекты есть в областной программе. Но начинают там, наверное, с большого – с известных всему миру имен: Льва Толстого, Василия Поленова и т.д.

— И, раз тему затронули, расскажите, пожалуйста, что еще ожидается в развитии парков?

— В Детском парке последние чаши бассейнов приведем в порядок. Есть планы и есть предприниматель, который в самом конце парка, где течет уже ручеек Дона, хочет организовать маунтинбайковский парк (маунтинбайк – горный велосипед – прим. авт.). Хочется и там всё сделать красиво. Дорожки вдоль прудов до конца будут выложены плиткой летом. А в городском парке продолжится развитие спортивного «ядра», и, думаем, будет очень востребованной открытая веранда — помните старую танцплощадку? В современном виде это будет обустроенное место, где можно проводить и различные концертные мероприятия. Танцуют люди на площади по воскресеньям, а в парке-то лучше! Продолжится также развитие по зонам: детские городок и кафе, некие скульптурные композиции…

Стройки – вперёд!

— Не планируется ли в районе «Линии» еще какое-то строительство? Были же идеи и об аквапарке, о магазине «Ашан»?

— Эти объекты – «Ашан» и, к слову, рядом магазин «Леруа Мерлен» — на повестке дня остались. Их владельцы перерабатывают проекты, в свете кризисных моментов всё немного «сжалось»: делается средний вариант этих двух гипермаркетов. По аквапарку мы тоже активно работаем, проект не забыт. Сейчас складывается такая ситуация, что в Москве и Подмосковье строить уже негде, и этот инвестиционный бизнес вышел за пределы столичного региона. Мы для него ближайшие. А если учесть, что такой объект будет востребован не только в Новомосковске, но и жителями Кимовска, Узловой, Донского, Венева, думаю, и из Киреевска приедут – это порядка 400 000 населения. Аквапарк может стать большой зоной развлечений.

— Вопрос по 61-му кварталу. Что там будет?

— Мы ищем инвестора, который смог бы заняться там строительством, взяв на себя и дом «Социальной инициативы». Сейчас такого нет. Это сверхтяжелый вопрос: кто-то должен найти 100 миллионов, чтобы сначала рассчитаться с жителями, пострадавшими от горе-строителей из «Социальной инициативы», и потом застроить весь 61 квартал. К проблеме подключилось областное правительство. Есть надежда, что всем вместе этот вопрос удастся сдвинуть. Сроков назвать не могу – должна найтись компания, которая поймет, что ей это выгодно, что у нее там есть какие-то дополнительные интересы. Надежда – на губернатора и правительство.

— Губернатор говорит сейчас о новой автодороге, которая соединит трассы М-4 «Дон» и М-2. Она не у нас здесь пройдет?

— Это продолжение нового участка, который стартует из Новомосковска и в районе Красных Ворот в Туле должен подойти к железной дороге и соединиться с М-2. Ветка нужная – будет два выезда в Тулу, я видел такой проект. Планируется построить, по-моему, к 2020 году. Но это дело области, это их дорога.
А у нас 2017 год, к слову, будет ознаменован еще и тем, что однажды мы откроем водопроводные краны, и из них польется вода с Бельцевского водозабора – придет «большая вода», вкусная, чистая, в огромном количестве. То, что вкусная, – пробовали. Планируем, это произойдет к концу лета.