На фоне других чиновников Тульской области мужского и женского пола министр образования Оксана Осташко выглядит, если процитировать Гоголя, дамой, приятной во всех отношениях. Аккуратная короткая прическа и строгий деловой костюм не могут скрыть – скорее, наоборот, только подчеркивают ее яркую женственность. Опять же, за всю свою карьеру ни в каких скандалах глава регионального Минобра замешана не была. Хотя к самой системе образования Тульской области вопросы у жителей региона неоднократно возникали. Впрочем, как и к причинам назначения Оксаны Александровны на ту или иную должность из ее послужного списка.

 

«Забег» по карьерной лестнице

Родилась Оксана Осташко 10 июня 1976 года в городе Житомир Украинской ССР.

В октябре 1995 года 19-летняя Оксана устроилась секретарем районного методического кабинета отдела образования администрации Привокзального района г. Тулы. После чего, параллельно обучаясь в ВЗФЭИ по специальности финансы и кредит (закончила в 1998 году), поднялась по карьерной лестнице от бухгалтера 1 категории до ведущего бухгалтера централизованной бухгалтерии отдела образования администрации Привокзального района г.Тулы.

С 2000 по 2003 гг. Оксана Осташко трудится заместителем главного бухгалтера Главного управления образования Управы г. Тулы. С 2003 по 2008 гг. - заместителем главного бухгалтера ООО «РОССФЕРА».

Отметим только, что основным видом деятельности компании значится «Хранение и складирование прочих грузов» или «Транспортная обработка прочих грузов». Основная отрасль – «Снабжение». Тем не менее, в 2008 году Оксана Осташко получает «профильную должность» начальника управления образования администрации города Тулы. И только в 2009 году заканчивает профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления по специальности государственное и муниципальное управление.

Поневоле возникает предположение о некоем «моторчике», который продвигал нашу приятную во всех отношениях Оксану Александровну с одной ступеньки чиновничьей лестницы на другую. Все выше и выше, не давая ее прелестным ножкам подолгу застаиваться на одном месте, протирая от нетерпения дырки в красной ковровой дорожке.

Во всяком случае, городское управление образования Оксана Осташко возглавляла 5 лет, до конца 2012 года. А с января 2013 она уже директор департамента образования министерства образования Тульской области.

И вдруг – какой пассаж! В августе директору департамента регионального Минобра пришлось писать заявление «по собственному». Правда, из стен департамента так и не просочилась наружу информация о причинах внезапной отставки прекрасной дамы. Нельзя даже исключать возможность, что это была обычная «рокировка кадров», и Оксану Александровну просто временно «перегнали на запасной путь», чтобы дать «зеленый свет» очередному экспрессу из чиновничьей среды.

«Запасным путем» для Осташко стала должность заместителя главы администрации города Тулы по социальной политике, каковую она терпеливо занимала до 10 октября 2014 года. Но, наконец, и над ее улицей воссияла звезда возрождения и свободы.

13 октября 2014 года распоряжением губернатора Тульской области Оксана Осташко была назначена на должность министра образования региона. Кстати, до 19.09.2014 должность министра образования занимал Денис Бычков. Он избрался депутатом областной Думы 6-го созыва и написал заявление об увольнении по собственному желанию.

И все довольны!

 

Жар реформаторства

Но региональная система образования в итоге не слишком-то обрадовалась. Возглавив Министерство образования, Оксана Осташко начала с жаром реформировать подведомственную ей систему. В частности – активно создавать центры образования, по отношению к которым у туляков не переводятся вопросы.

Например, на форуме  правительства Тульской области размещено открытое обращение туляка Victor T. Мужчина рассказывает о «нездоровой», по его словам, ситуации в МБОУ «Центр образования №23».

По его словам, «одной из причин этого стала «непродуманная реформа образовательных учреждений, проведенная в нашей области. Как известно, при «великом реформаторе» Груздеве в прошлом году тульские школы и детские сады объединили в малопонятные центры образования.

Так две хорошие школы (школа №3 и школа №2«Возрождение») и два детских сада (№27 и №41) слились в Центр образования №23. Первым зримым итогом этого эпохального слияния оказался уход со своего поста директора школы №3 Тамары Юрищевой, очень много сделавшей для развития этой школы. Возможно, одной из целей «реформы» и было изгнание сильных авторитетных директоров, которые вели себя независимо, игнорируя чиновничьи благоглупости.

Другой результат «реформы» родителям и сторонним наблюдателям не так заметен, но он еще более разрушителен: если раньше по каждой школе, которые были отдельными юрлицами, в финансовой отчетности можно было четко увидеть бюджетное финансирование, конкретные расходы и другие важные финансовые показатели, то теперь всё скрыто в котловом методе. Ведь школы перестали быть юрлицами, а отчетность по центру образования дает лишь суммарную картину по колхозу нескольким школам и детсадам.

Несомненно, после такой «реформы» появилась замечательная возможность недофинансировать школы и детсады, т.к. прямое сопоставление данных по школам за предыдущие годы с данными по образовательным центрам теперь невозможно. Предполагаю, что склонного к очковтирательству Груздева привлекали такие возможности скрытной экономии на образовании. Да и возможности разворовывать деньги, направляемые на образование детей, в созданных конгломератах значительно возрастают.

Вероятно поэтому добросовестные губернаторы, такие как, например, А.Артамонов, не одержимые подобным реформаторским зудом, отказались от непродуманных преобразований, и в Калуге по-прежнему дети ходят в школы, а не в образовательные центры», - пишет мужчина.

Далее туляк просит назвать конкретные положительные результаты, достигнутые в результате объединения школ.

Правда, в интервью тульским СМИ Оксана Осташко объясняла свою точку зрения на центры образования. Так по ее мнению, их создание открывает за счет так называемого нормативно-подушевого финансирования новые возможности для развития образовательных организаций. То есть, деньги из бюджета «следуют» за воспитанниками в детских садах и, соответственно, за учениками в школах. И, таким образом, чем больше образовательная организация, тем больше средств будет выделено на оплату труда педагогов, учебные пособия, расходные материалы и т. п. А совместная работа воспитателей и школьных учителей решит вопрос быстрой и безболезненной адаптации детей к обучению в школе.

 

Материально-человеческий фактор

Но все эти прекрасные намерения упираются в пресловутый и всем известный человеческий фактор. Точнее, в оплату труда каждого конкретного человека.

Именно – конкретного. Потому что со средними цифрами у нас все хорошо, прямо-таки отлично. Едва вступив в должность министра, Оксана Осташко начала отчитываться, что работники образования Тульской области процветают и благоденствуют.

Так, по ее словам, в 2014 году средняя заработная плата для работников среднего образования составила чуть более 27 тысяч рублей, а для дошкольного образования – 25 тысяч рублей. Что позволило перевыполнить соответствующие показатели для работников общего образования на 6%, дошкольного – на 2%.

В 2015 году, отчиталась Оксана Осташко, средняя заработная плата в Тульской области в 2015 году составила 25 750 рублей, а средняя зарплата учителей -  25 750 рублей или  100% от средней заработной платы в регионе, средняя зарплата в сфере общего образования - 23 759 рублей.

Конечно же, вопрос по зарплате поднимался и на пресс-конференции Оксаны Осташко, которая состоялась 30 ноября 2016 года. Как сообщила министр, средняя зарплата педагогов в дошкольных учреждениях составила 23669 руб., в средней школе – 26040 руб., в организациях допобразования – 23836 руб.

Между тем, свои сведения о средней заработной плате в разных сферах экономики Тульской области в 2016 году опубликовал Туластат. И по его данным, среднемесячная заработная плата в сфере образования Тульской области за январь–октябрь 2016 года составила 22230.3 рублей, за октябрь - 22823.4 рублей.

И  не будем забывать, что даже эти суммы – «средняя температура по больнице». Вероятнее всего, реальные зарплаты школьных учителей и воспитателей в детских садах еще меньше. Об этом не боятся говорить все, у кого есть родственники или знакомые среди представителей этих профессий.

Учителя жалуются, что еще в 2014 году им увеличили нагрузку: количество часов удвоилось, а у некоторых и утроилось. Срезали все надбавки, отняли премии. А если у педагогов и происходит какой-то рост доходов, то исключительно за счет увеличения нагрузок. Тульские учителя работают, в среднем, по 36 часов в неделю. Приходят в школу в 7.30, уходят в 5–6 вечера. Реальная зарплата учителей в регионе – 9 тысяч рублей в месяц, максимальная – 22 тысячи, но это за двойную ставку. О каком повышении качества преподавания, в таком случае, можно говорить?

 

Правильность наших рассуждений подтверждается сухими данными Туластата:

В 2000/2001 году в Тульской области было 786 образовательных организаций. В 2015/2016 – 517.

Можно, конечно, сказать, что сокращение количества школ вызвано их реорганизацией и укрупнением, созданием образовательных центров. Хорошо. Еще порция данных Туластата:

В 2000/2001 году в общеобразовательных организациях Тульской области насчитывалось 205017 учащихся и 17566 учителей. В 2015/2016, соответственно –129352 и 10091.

Считаем среднюю нагрузку на одного учителя: в 2000/2001 году – 11,7 учеников, в 2015/2016 – 12,8 учеников. И это, между прочим, опять – «средняя температура по больнице», которая, однако, даже в самой приблизительной форме свидетельствует об интенсификации труда учителей. При довольно сомнительном за него вознаграждении.

Хотя вряд ли сама Оксана Александровна разделяет подобные проблемы подведомственных ей работников.

Еще в 2010 году, в должности начальника Управления образования, Оксана Осташко задекларировала годовой доход в размере 845 839 рублей. Ее супруг, кстати, заработал 5 239 207 рублей.

В 2013 году, когда Осташко работала заместителем главы администрации города по социальной политике, ее задекларированный годовой доход составил 1 995 654,63 рублей. Годовой заработок супруга уменьшился до 702 856,6 рублей.

В 2014 году министр Оксана Осташко заработала за год 3 410 602,88 рублей, ее супруг - 1 553 486,58 рублей.

В 2015 году задекларированный годовой доход Оксаны Александровны составил 235 997,71 рублей, супруга - 243 098,53 рублей.

Что же касается недвижимого имущества семейства Осташко, то, по данным на прошлый год, это целый список:

Земельный участок, 1104 кв. м (в пользовании г-жи Осташко);

Жилой дом, 408.1 кв. м (в пользованииг-жи Осташко);

Квартира, 43.4 кв. м, долевая собственность 0.5 - г-жи Осташко;

Супруг: Земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, 1104 кв. м;

Супруг: Земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, 1487 кв. м;

Супруг: Жилой дом, 408.1 кв. м;

Супруг: Теннисный корт, 22.9 кв. м;

Супруг: Детский городок, 131.1 кв. м;

Супруг: Асфальтовая площадка, 367.9 кв. м;

Супруг: Автомобиль легковой, ToyotaLandCruiserPrado (2014);

Ребенок: Земельный участок, 1104 кв. м (в пользовании);

Ребенок: Жилой дом, 408.1 кв. м (в пользовании).

 

Ну, в общем и целом, скромно живут. Поэтому вряд ли смогут понять суть материальных проблем учителей…