Объем поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Тульской области за 9 месяцев 2016 года составил 40,1 млрд рублей. Или — 100,7% к уровню аналогичного периода 2015 года. Наблюдавшееся в начале года отставание от прогноза по доходам бюджета устранено. Об этом и многом другом наша беседа с руководителем Управления Федеральной налоговой службы РФ по Тульской области Вадимом Сухановым.

 

«Кто есть кто?» в налоговой сфере

 

Вадим Артемьевич, как выглядит наш регион по сбору налогов и платежей в территориальную казну на фоне других субъектов ЦФО?

 — В числе пяти лучших из 16-ти – не считая, естественно, несопоставимых с нами Москвы и Московской области. Впереди – только существенно более  крупные нас  субъекты: Воронежская и Ярослвская области.  А сравнимые с Тульской областью по экономике Липецкую, Владимирскую, Белгородскую и иные области мы опережаем.

 

Какие виды платежей в консолидированный бюджет — самые крупные?

 — Первый — налог на доходы физических лиц (НДФЛ), почти 40% собранных средств. Сумма поступлений за январь-сентябрь — 15,5 млрдрублей, рост по сравнению с аналогичным показателем за 2015 год — на 9,9% (+1,4 млрд рублей).

Второй — налог на прибыль организаций, 28% от  собранного. Поступление — 11,3 млрд рублей, пока на 1,7 млрд меньше, чем год назад. Главная причина снижения — уменьшение налоговой базы для исчисления налога.

Существенный вклад – от акцизов, более 15%, 6,1 млрд рублей, (+911 млн). 

Доля имущественных налогов – около 12%. Почти три четверти приходится на налог на имущество организаций, поступления которого  составили 3,5 млрд рублей и выросли за год на 8,3% (+267 млн).  Конечно, неплохие результаты достигнуты за счет усилий не только налоговых органов, но и всех структур, с которыми мы взаимодействуем. В первую очередь, правительством области, правоохранительными и другими органами.

 

Какие отрасли тульской экономики являются особо крупными плательщиками налогов?

 — По итогам 9 месяцев 2016 года, максимальная доля в общем объёме поступлений от налогоплательщиков приходится на предприятия обрабатывающих производств (25,1%). От фирм оптовой и розничной торговли — 18,9%; от компаний, занятых научно-технической деятельностью и операциями с недвижимым имуществом, а также арендой и предоставлением услуг – 12,7%, от  предприятий по производству машин и оборудования – 8,7%.

Диверсификация региональной экономики позволяет иметь в качестве основных источников финансовых поступлений в казну сразу несколько источников. И в сложные экономические моменты, когда, например, снижаются объемы реализации продукции черной металлургии или гражданского машиностроения, на первый план выходят предприятия химии, пищевой отрасли, оборонки, оптовой торговли, аграрного сектора, малого бизнеса.

 

И доверять, и проверять

 

— Иногда от бизнесменов звучат упреки: их слишком часто проверяют.

 — На самом деле — в несколько раз реже, чем совсем недавно. Сегодня мы в год из 1 000 предпринимателей с выходом на место проверяем одного! Остальные проверки – по отчетам.

Учитывая возможные потери бюджета от нарушений налогового законодательства, средние и крупные субъекты экономики проверяют чаще, хотя и здесь непосредственно выездные проверки осуществляются в отношении 1-2% предприятий.

 

— Но ведь нарушения есть! Как вы их выявляете?

 — Существует множество методик, которые позволяют находить отступления от законов, не выезжая на место. С начала 2016 года, в результате применения полного комплекса мер взыскания задолженности, в бюджет дополнительно привлечено около 2,8 млрд рублей (+31% к прошлому году). Серьезная сумма.

 

— Выходит, бизнесу работать честно – выгоднее, чем «ловчить»?

 — Конечно! Если фирма изобличена, ее ждут серьезные санкции. А руководителей – привлечение к административной или уголовной ответственности. Финансовая система в России совершенствуется, процесс «обналичивания» денег (чтобы заплатить сотрудникам часть заработков «в конверте») вздорожал. Соблюдение законов – с учетом умелого пользования многочисленными льготами для бизнеса – реально выгоднее!

 

— Бумажная отчетность – анахронизм. Как с этим в налоговой службе?

 — Руководитель ФНС России Михаил Владимирович Мишустин недавно отметил: «Российские налоговые органы осознают необходимость идти в ногу с цифровым прогрессом, поэтому ФНС постоянно работает над внедрением новых технологий».

На сайте ФНС РФ — 47 сервисов, в т.ч. один региональный «Налоговый калькулятор — Расчет ЕНВД» (позволяет в автоматическом режиме рассчитать сумму единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Туле).

Благодаря сервисам плательщики могут узнать часы работы инспекции, адрес, записаться на прием. Проверить контрагентов по различным критериям, например, не входят ли в состав руководства дисквалифицированные лица и т. п.

Доля плательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом, —  80%. Распространен способ представления налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Доля таких плательщиков — 90%.

Есть сервис «Создай свой бизнес». Это пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей: выбор формы регистрации и режима налогообложения, осуществление регистрации, правила применения контрольно-кассовой техники, информация о процедуре проведения налоговых проверок…

 

— УФНС России по Тульской области, как правило, активно участвует в пилотных проектах, где «обкатывают» новые методы работы.

 — С 01.01.2016 г. Тульская область (наряду с Омской областью и Республикой Дагестан) является участником пилотного проекта по централизации  функций по взысканию задолженности. Возможность формирования таких документов с одновременным использованием баз данных всех территориальных налоговых органов Тульской области облегчает плательщикам соблюдение налогового законодательства.  С начала года в бюджет привлечено 175 млн рублей, на треть больше, чем год назад (+43 млн).

 

— Ваша оценка «налоговых перспектив» Тульской области?

 — У региона — хороший налоговый потенциал. Многопрофильная экономика. В подавляющем большинстве своем — честные налогоплательщики. Отличное взаимодействие исполнительных, законодательных, правоохранительных, контролирующих и регулирующих структур. Растущие объемы инвестиций в новые производства. Высокое качество контрольных мероприятий.

Нужно сохранять и развивать это. И тогда позитивные результаты будут обязательно.

 

Справка

Вадим Суханов, руководитель УФНС России по Тульской области, Советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса.

 

Родился в 1973 году. Окончил в 1995 году Московский авиационный институт (факультет «Космонавтика»), в 2006 году — Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. Кандидат экономических наук.

Более 10 лет работал на руководящих должностях в производственных и коммерческих структурах, в подведомственных организациях Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Госкорпорации Росатом.

С 2011 года — заместитель руководителя Управления ФНС РФ по ТО.

16 сентября 2016 года Вадим Артемьевич Суханов назначен на должность руководителя УФНС России по Тульской области.