Плехановский табор: жизнь после газа
После недавних событий в тульском поселке Плеханово местные цыгане пытаются приспособиться к жизни с отключенным газоснабжением. Те, кому «повезло», смогли раздобыть «печки-буржуйки», а кто побогаче - начали пользоваться привозным газом из баллонов.
Впрочем, «буржуек» в поселке меньше десятка, а баллонов некоторые боятся и стараются поставить их подальше от дома.
Сейчас жители табора не бросаются на журналистов, как это было 15 марта, а делают вид, что не замечают, либо относятся с подозрением.
К моменту приезда съемочной группы ИА «Тульские новости» людей на улицах поселка, несмотря на наступивший день, было очень мало. А вышедшие из местного магазинчика две женщины при виде журналистов с камерами, переглянувшись, синхронно «спрятались» под цветастыми платками, сдвинув их на глаза, на манер капюшонов. Однако чувствовалось, что за чужаками внимательно наблюдают: любопытных выдавали белеющие (но чаще темнеющие) за оконными занавесками лица и легкие движения штор.
В глубине поселка мы встретили еще двух женщин с девочкой-подростком. Косясь на оборудование, старшие вежливо поздоровались с нами, и одна из них поинтересовалась, откуда мы приехали.
- Вы только правду напишите, - торопливой скороговоркой попросила цыганка. - Плохо не надо и выдумывать не надо. А то потом смотрим и удивляемся, что у нас тут, оказывается, творится.
- А правда, что вы тут большие костры разводите, греетесь возле них и чай кипятите? - спросили мы.
- Было. Вон там, - махнула рукой куда-то вглубь табора женщина. - Газа нет, дети мерзнут, болеют. Покушать не на чем приготовить. У дочки температура.
При последних словах стоявшая неподалеку девушка-подросток несколько раз кокетливо кашлянула, словно подтверждая сказанное. После этого вторая женщина что-то сказала подруге по-цыгански и затем по-русски: «Спешим. Нам за молоком надо».
- А давайте на камеру расскажете, что у вас тут происходит? - предложили мы.
- Нет, не надо. Но вы плохо не пишите. Правду пишите.
После того, как женщины удалились, от одного из местных (мужчина пожелал сохранить инкогнито) нам удалось узнать, что в поселковой администрации сейчас проходит встреча с представителями диаспоры.
Вернувшись к нашему автомобилю, мы обнаружили, что в окна машины с любопытством заглядывают и что-то говорят двое мальцов, а водитель предусмотрительно заблокировал все двери и сделал вид, что задремал...
- До этого никто особо и не знал про то, что в Туле есть Плеханово, - негромко прокомментировала наше появление в здании администрации женщина, которая за столиком для посетителей заполняла какую-то бумагу.
- Зато сейчас вся Россия знает, - мрачно дополнила невысказанное то ли ее подруга, то ли просто знакомая. - И не только Россия!
Комментировать что-либо в администрации отказались, сославшись на занятость и предложив обратиться в пресс-службу. Но разговор в кабинете у начальника отдела по работе с территорией «Плеханово» Сергея Скопцова шел громко. Поэтому как-то «само» выяснилось, что сейчас чиновники активно пытаются «разрулить» возникшую ситуацию и объясняют жителям табора, как можно узаконить постройки, какие нужны документы и куда обращаться, если в доме без отопления холодно.
- Без комментариев, - неожиданно выдал в нашу сторону один из вышедших из кабинета смуглых мужчин и поспешно покинул здание администрации. Остальные предпочли не заметить корреспондентов.
После беседы начальник главного управления по Зареченскому территориальному округу Максим Щербаков решил лично осмотреть несколько цыганских построек. Прогонять съемочную группу Максим Александрович не стал, но при этом нельзя сказать, что выглядел он особенно приветливым.
Нужные дома стояли на самой окраине поселка - за ними только поле и вдалеке автомобильная дорога. Честно сказать, все цыганские постройки здесь выглядят несуразно большими и при этом не слишком надежными. Скорее, их можно назвать рассчитанными на большое количество проживающих бараками.
Внутри просторно, при этом стены в основном из ДСП. В одном из домов в огромной прихожей стояла «буржуйка», возле которой грелись две девочки. В качестве импровизированной канализации - торчащая из стены на улице двухметровая труба с небольшой кучей помоев под ней. Куда и кем это вывозится - загадка, ответ на которую известен только владельцу жилища.
Во втором такая же печка, но в районе кухни, и детей тут уже около десятка. Да и выглядело второе жилище чуть богаче: есть признаки внутренней отделки, в зале диван, недорогая «плазма», несколько столов и статуэтки под бронзу. На этом разница заканчивалась: стоило приоткрыть печку, как из-за практически неработающей вытяжки внутрь помещения начинал валить едкий сизый дым.
- Плохо без газа, - рассказали нам жильцы. - Холодно и боимся пожара из-за печки. Чайник вскипает за два часа, еда готовится еще столько же. Дети болеют, а у нас тут есть и новорожденные.
- Хотим все побыстрее оформить и жить как нормальные люди, - добавил хозяин дома. - Мы даже по паспорту русские!
Добавим, что на отдалении от некоторых домов уже стояли газовые баллоны с пропаном - люди начинают привыкать к новой реальности. Но, как пояснил нам один из цыган, многие опасаются взрыва и поэтому не готовы прибегать к такому варианту при приготовлении пищи. Отапливать дом таким способом никто даже и не думает – говорят, что слишком дорого.
После этого мы отправились в местную плехановскую школу. На момент нашего визита в ней уже вовсю шла работа по подключению к сети двух электрокотлов, которые позволят отапливать классы и поддерживать в них нормальную для учебного процесса температуру. Без отопления термометр в коридоре показывал 6 градусов: примерно на 3-4 выше, чем было в тот момент на улице.
- Сейчас у нас обучается 145 детей, - рассказала директор школы Любовь Горохова. - Нагреем помещение тепловыми пушками и потом запустим электрические котлы. Образовательный процесс можем начать уже с 22 марта, выпавшие из учебы дни наверстаем за счет каникул.
По словам директора школы, деньги на электрокотлы выделила городская администрация. Вопрос с оплатой электричества в настоящий момент находится на стадии решения.
Напомним, по заявлению сразу нескольких жителей «цыганской части» Плеханово, местная школа отапливалась тем самым незаконным газом, из-за которого в поселке произошел недавний конфликт.
«Ну а вы сами-то как думаете? Школа была подключена точно так же, как и все другие, у кого тут был газ. Поэтому, после отключения врезок тут и перестали детишек учить. Холодно!» - рассказала корреспонденту ИА «Тульские новости» жительница поселка.
Если озвученная информация соответствует действительности, то, вне всяких сомнений, у соответствующих органов должны возникнуть вопросы к чиновникам из министерства образования и местной администрации. Ведь последние не могли не понимать, каким образом отапливается здание.
Отметим, что наш источник в Межрегионгазе подтвердил, что договора на поставку газа в эту школу нет...
В целом, сейчас обстановка в поселке выглядит вполне мирной и стабильной. Но что будет при сносе более сотни незаконных построек, одному Богу известно. Отметим, что проживающая вне таборачасть жителей Плеханово с сомнением относится как к грядущему сносу, так и к тому, что их соседи когда-нибудь начнут вести себя, цитата, «нормально».
Напомним, 15 марта 2016 года в газовую службу поступило несколько заявок с сообщением об отсутствии голубого топлива и о том, что в газовых трубах вода. В результате аварии без газа остались в общей сложности около 400 домов.
16 марта на место направили аварийную бригаду. Однако последней пришлось отступать дважды: сначала в ожидании сотрудников полиции, а затем и вместе со стражами порядка. Представители диаспоры - в основном женщины и дети - активно препятствовали проезду спецтехники.
В ходе конфликта на въезде в ту часть поселка, где живет диаспора, были подожжены покрышки. Несколько вооруженных палками и камнями местных жителей разбили стекла в приехавших для проведения ремонтных работ бульдозере и грузовике. Также, по словам очевидцев, один из брошенных камней попал в спину видеооператору тульского телеканала. Для пресечения беспорядков на место происшествия по тревоге направили полицию и бойцов ОМОН.
В итоге, ремонт пришлось перенести на следующие сутки.
17 марта наступила «активная фаза» газового противостояния. К 7 часам утра в поселок прибыли полиция, ОМОН и внутренние войска - всего около 500 человек. После того, как были оцеплены здание с участком полиции и местной администрацией, ремонтная бригада под прикрытием 100-150 стражей порядка выдвинулась на место незаконной врезки.
Через полчаса после начала работ к месту начали подтягиваться цыгане. Сначала люди просто стояли и наблюдали, потом снова начали возмущаться. Несколько мужчин подошли совсем близко к оцеплению и журналистам и вскоре убедились, что сделали ошибку. Закрываясь железными щитами, несколько вооруженных резиновыми дубинками бойцов неожиданно для окружающих выдвинулись за пределы оцепления, повалили мужчину на землю и также стремительно утащили его в центр круга из полицейских.
Внутри мужчину также быстро поставили «крестиком», обыскали и вскоре увезли в райотдел. Аналогичным способом бойцы задержали еще троих самых активных членов диаспоры, рискнувших приблизиться к оцеплению. Добавим, что чуть позднее к стражам порядка несколько раз подходили женщины, которые оскорбляли полицейских, но их задерживать не стали.
Спустя некоторое время присутствующий на месте конфликта цыганский барон, который представился Иваном Григорьевичем, пожелал сделать заявление для прессы.
По его словам, новых незаконных врезок в газопровод члены табора не делали, но причину, по которой в систему газоснабжения попала вода, он назвать не смог…
Также Иван Григорьевич сообщил, что члены цыганской диаспоры неоднократно пытались провести к себе газ, купили необходимое оборудование, но довести дело до конца, по его словам, не дают чиновники.
«Они объяснили отказ тем, что к трубам официально подключенных врежутся остальные члены табора», - рассказал Иван Григорьевич.
Тем временем сотрудники газовой службы добрались до незаконной врезки и для исключения повторных несанкционированных подключений вырезали примерно 10-сантиметровый кусок трубы. В общей сложности, под охраной полиции газовики ликвидировали более десятка несанкционированных врезок и обследовали трассу газопровода в поисках других незаконных подключений.
Вопрос со сносом незаконного жилья, как и возможность «легализации» построек пока остается открытым.
21 марта заместитель руководителя УФССП по Тульской области – заместитель главного судебного пристава Тульской области Екатерина Неменущая рассказала, что с августа 2015 года в отношении жителей поселка возбуждено 122 исполнительных производства, сносу подлежит 121 незаконное строение (одно уничтожено пожаром).
Кроме того, выписаны 112 протоколов за неисполнение решения суда по 2 тыс. руб. и 9 по 1 тыс. рублей. Граждан неоднократно предупреждали о необходимости выполнения судебного решения.
- Работы будут плановые, но сказать, как скоро они будут произведены, пока нельзя.
По словам заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области – заместителя главного судебного пристава Тульской области Виктора Бугаева, задача обеспечения безопасности, безусловно, будет выполнена.
Отвечая на вопрос о том, были ли инциденты с жителями поселка Плеханово, подобные недавнему, Екатерина Неменущая сказала, что не было, и отметила, что УФССП достаточно тесно сотрудничает по этому вопросу с цыганским бароном.