Ирина Лосева: «В России средний психологический возраст составляет 3 года…»

icon 28/03/2013
icon 00:37
Ирина Лосева: «В России средний психологический возраст составляет 3 года…»

Автор:

Среду обитания в современной нам России нельзя назвать безопасной.  Многоэтажные дома рушатся в результате терактов, от взрывов бытового газа и обычных строительных недочетов. Квартиры горят. Корабли тонут. Самолеты падают. Люди гибнут из-за халатности врачей и несоблюдения техники безопасности на предприятиях. Любой взрослый может быть избит и ограблен на вечерней улице, любой ребенок – стать жертвой педофила.  Школьникам грозят издевательства одноклассников, опасности ранней наркомании и алкоголизма. О том, где таятся корни всех этих бедствий, и как сделать нашу жизнь психологически более комфортной, мы побеседовали с психологом Ириной Лосевой.

- Почему все вышеперечисленные несчастья становятся возможными?

- У этих наших бед  три основные причины: халатность, профессиональная некомпетентность и умышленное несоблюдение правил и законов с целью обогащения. А в основе всего лежит отсутствие контроля на всех уровнях профессиональной компетентности: контролирующих и правоохранительных органов, а также органов власти, вплоть до самых высоких.

- И почему у нас контроль не работает?

- Порой всему виной та же некомпетентность. Но чаще всего  - равнодушие и коррумпированность, широко распространенные в данных структурах. То есть, получается, что в органах, отвечающих за конечный контроль процессов, не думают о последствиях отсутствия такого контроля. Не думают о том, что сами работники этих органов и члены их семей живут в той же опасной среде. Они надеются на русский «авось» - «гром не грянет, мужик не перекрестится». Они думают, беда может коснуться кого угодно, но не его самого. А вот на Западе на это не надеются. И, например, если хотят снизить уровень ДТП, все время напоминают об опасности езды на высокой скорости, а на табличках, установленных по дорогам, можно увидеть фразы типа: «Благодарим за соблюдение правил дорожного движения».  

- Кстати, меня вот что поразило: в Москве абсолютно все автомобилисты тормозят перед пешеходными переходами и пропускают людей. А в Туле немало таких водителей, что и на переходе тебя сбить могут. Почему так?

- Потому что в Москве везде стоят видеокамеры, и все водители знают о неотвратимости наказания. То есть, при отсутствии контроля за соблюдением законов люди не думают о неотвратимости наказания. Они надеются «выкрутиться» за счет денег или административного ресурса. Отсюда чувство вседозволенности и все виды перечисленных нарушений. Но и сами «нарушители», в свою очередь, не уверены, что они сами и их близкие будут живы-здоровы. Получается не жизнь, а форменная война. Вся нация снизу доверху думает не о том, как жить, а как выживать в таких условиях обитания. И разве можно при этом говорить о каком-то ее психологическом здоровье? Это как неявно выраженный военный или посттравматический синдром.

- В чем, применительно к обществу, проявляется наше психологическое нездоровье?

- Растет количество психически больных людей. Я думаю, именно из них выходят педофилы, другие преступники, самоубийцы. Потому что иррациональный страх – страх страха - порождает паранойю. И возобновление этой агрессивной внешней среды идет на уровне подсознания. Наверное, если бы люди осознавали такие последствия своих поступков, они бы их не совершали.

- Да уж, сначала сделал, потом подумал – даже это не про нас! У нас в стране вообще ни о чем думать не хотят! Почему, интересно?

-  Такое безответственное отношение можно объяснить, если знать о понятии «психологического возраста». Он определяется той мерой ответственности за себя и окружающих, которую хочет и может взять на себя человек. В России, по данным исследователей, средний психологический возраст населения составляет 3 года. А это возраст сплошных «хочу!» и «дай!» Со всеми отсюда вытекающими последствиями…

- Похоже… А почему у нас люди из этого возраста не «вырастают»?  

- Человека надо воспитывать. А кто у нас задается вопросом о том, что это значит – воспитывать людей? И что это, вообще, такое – человек? Как его воспитывать? Что мы хотим получить в итоге? Никто об этом не задумывается. В лучшем случае, «воспитатели» думают о том, чтобы на смертном одре получить пресловутую «кружку воды» от детей. Большинство  рассматривает свое потомство как продолжение самих себя, средство исправления собственных ошибок, инструменты для достижения собственных целей. К детям относятся как, к своего рода, «костылям» или «подпоркам», а не как к потенциально свободным самодостаточным людям.

- И как же с этим бороться?

- Вначале надо на профессиональном уровне воспитывать воспитателей. Потому что невоспитанный человек вырастит только свое подобие.

- А самовоспитание здесь не подойдет?

- Сам себя человек может воспитывать только с определенного, достаточно высокого уровня духовного развития.

- И как ему достигнуть такого уровня?

- Благодаря просвещению. Сон разума рождает чудовищ. Надо разбудить разум.

- Как это сделать в условиях нашей страны, учитывая, что у нас подрастает уже не одно нечитающее поколение?

- Человеческий мозг – очень гибкая система. Изменить его работу можно очень быстро.

- И каким же образом?

- Я уверена, что у нас сохранилась масса по-настоящему культурных людей, которые несут в себе свет знаний. Им просто не дают слова, не позволяют действовать.

Но будить разум россиян необходимо, потому что состояние нашей среды обитания касается всех без исключения. Никто не может себя изолировать от общества и его опасностей. Например, любой из нас может стать участником ДТП вне зависимости от того, есть ли у него личный автомобиль, ездит ли он в общественном транспорте или ходит пешком.  И никакие заборы и стены элитных коттеджей не спасут их обитателей от отравления продуктами промышленных выбросов в атмосферу в случае аварии, случайного заражения вирусами СПИДа, африканской чумы свиней или «птичьего гриппа»…

P.S. И пусть все-все полюбуются картиной Гойи «Сон разума рождает чудовищ». Сразу поймут, что предложение разбудить разум – вполне конструктивно!